Современные работодатели постоянно сталкиваются с проблемой сохранения кадрового потенциала, от которого зависит успешность операционной деятельности. Её решение требует эффективной организации ОТ на предприятии, которая не сводится к формальному освоению теории, а ориентирована на формирование культуры безопасного труда у персонала. Для этого необходимо обучить сотрудников по ОТ, подойдя к этому со всей ответственностью.
Виды обучения
Обучение по ОТ может быть теоретическим и практическим. Первое направление связано с изучением содержания НПА и локальных актов по охране труда. Возможно дистанционное обучение при сохранении обратной связи с преподавателем. Второе помогает отработать конкретные приёмы безопасного труда, способы предупреждения происшествий, а также правильные действия при аварии.
Требования к обучению
Обучать персонал можно, направив его в специализированный учебный центр или делать это собственными силами.
Во втором случае, чтобы обучение было результативным необходимо создать следующие условия:
Обязанности преподавательского состава
Разделение ответственности по ОТ между сотрудниками при организации обучения — одна из важных составляющих СУОТ. Обязанности и компетенции каждого необходимо оформить документально. Документация готовится с учётом структуры предприятия, требований профстандартов и локальных актов.
Функции специалиста по ОТ
Функции специалиста по управлению персоналом
Функции руководителя подразделения
Функции участников комиссии по проверке знаний
Проверка качества обучения по ОТ, оценка достаточности знаний сотрудников для организации безопасного выполнения производственных операций.
Разработка обучающих программ
В процессе разработки программы нужно учитывать множество факторов, что позволит организовать максимально эффективное обучение:
Оплата труда. Так как сотрудники учатся с отрывом от работы, процесс не должен негативно отразиться на их зарплате.
Нормативно-правовые акты. Обучающие программы должны отражать особенности деятельности компании, включать необходимое количество часов, учитывать производственные функции персонала. Подбор тем выполняется в соответствии со спецификой условий труда, рисками и опасностями. Также нужно предусмотреть практические занятия.
Мотивация. Сотрудника нужно мотивировать на обучение тем, что он получит в результате или чего может лишиться, а не пугать наказаниями.
Доступный формат. Содержание программы должно быть понятно каждому работнику, чтобы учебный процесс не вызывал негативных эмоций.
Акцент на визуальную подачу материала. Такой подход гарантирует лучшее усвоение. Можно демонстрировать алгоритм правильного выполнения работы или последствия нарушений. При этом нужно соблюдать меру, чтобы не вызвать страх перед работой.
Креативный подход. Использование нестандартных приёмов и технологий обучения, в том числе — цифровых обучающих средств помогут эффективно вовлечь каждого сотрудника.
Социальное партнёрство. Разумно привлечь к обучению лидеров профсоюза для получения свежего, независимого мнения.
Учёт стороннего мнения. Лучше прислушиваться к словам опытных работников, которые могут посоветовать, как улучшить обучение.
Согласованность. Графики учёбы и работы нужно синхронизировать, чтобы оба процесса не наносили ущерб друг другу.
Как оценить эффективность обучения?
По окончании обучения нужно оценить как усвоен материал, насколько приняты установки безопасного труда и как они реализуются в работе сотрудников. Для этого можно использовать разные методы — анкетирование, интервью, наблюдение. Периодическая обратная связь необходима для внесения правок в содержание программ и повышения качества обучения, которое в итоге отражается на безопасности работ.
Мониторинг лучше организовать на каждом управленческом уровне от глав подразделений до руководителя компании. Политика открытости даёт возможность услышать и понять каждого работника. Это способствует осознанной деятельности персонала с личным принятием требований безопасности без подчинения тотальному контролю. В итоге работодателю не нужно выносить постоянные наказания за нарушение ТБ.
Как не допустить необученных сотрудников к работе?
Эффективно отсечь от технологических процессов необученный персонал поможет система барьеров. С этой целью нужно дать правильную оценку процессам и соответственно подобрать нужные механизмы. Среди самых распространённых барьеров:
1. Организационный. Приказом назначить ответственных ОТ, которые должны следить за обучением, инструктированием.
2. Технический. Размещение контрольных точек с блокировочным оборудованием на территории работодателя, ограничивающим допуск необученных сотрудников. Они могут сопрягаться с базами данных, содержащими информацию о том, кто и как обучался.
3. Автоматизация. Применение программных средств, напоминающих о необходимости обучения.
4. Визуализация. Нанесение на СИЗ цветной маркировки или специального символа, информирующего о прохождении обучения.
Обоснования затрат на обучение по ОТ
Нередко возникают сложности в донесении до руководителя важности прохождения обучения. Для более эффективного убеждения можно использовать следующие инструменты:
При этом очевидные преимущества обучения есть и для сотрудников:
Меры ответственности
При нарушении законодательных требований, связанных с обучением по ОТ, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для юрлиц в сумме 110-130 тыс. Руб., для ИП 15-25 тыс. руб. Если нарушение повлекло причинение тяжкого вреда здоровью или смерть возможно уголовное преследование виновных лиц по ст. 143 УК РФ.