За соблюдением работодателями норм трудового законодательство следит Госинспекция труда — территориальное подразделение Роструда в российских регионах. При выявлении нарушений инспекторы выписывают предписание, а за его невыполнение привлекают к административной ответственности.
Ответственность наступает за следующие нарушения трудовых прав сотрудников:
Полномочия ГИТ
В случае поступления жалобы от работника ГИТ может провести консультации для нанимателя с целью разрешения противоречий. Нередко споры возникают по причине некорректной трактовки правовых норм или их неверного применения.
Ещё один вариант развития событий — организация документарной или выездной внеплановой проверки. Однако из-за действующих до конца 2025 года ограничений вероятность таких мероприятий невелика.
Нередко ГИТ на основании жалобы выносит предписание, требующее устранить выявленное нарушение и соблюдать трудовые права сотрудника. В течение 15 дней после составления протокола ГИТ вправе инициировать возбуждение административного дела.
В случае несвоевременной выплаты зарплаты ведомство направляет работодателю предостережение о неправомерности таких действий. Если реакция работодателя отсутствует, ГИТ взыскивает сумму долга и направляет документы судебным приставам, которые принудительно списывают средства со счета нанимателя в пользу его сотрудников.
В компетенции Роструда находится подготовка писем для работников и работодателей, в которых трактуются нормы трудового права. Письма не обладают юридической силой как НПА, а выступают всего лишь рекомендацией. Судебные инстанции вправе учитывать их в своих решениях или рассматривать только как позицию ведомства. Как правило, мнение Роструда учитывается при разбирательствах споров между работниками и работодателями.
На рассмотрение письменной жалобы отводится 30 дней с момента регистрации. Допускается продление на такой же срок с уведомлением заявителя. Анонимные обращения не рассматриваются, поэтому всегда необходимо указывать данные автора. Если ГИТ не уполномочена рассматривать вопрос, в течение семи суток жалоба перенаправляется в ведомство, имеющее подобные полномочия. На подведомственные жалобы обязательно даётся мотивированный ответ с указанием нарушений трудового законодательства и принятых мер.