ЗАГРУЗКА...

+7 (495) 480-65-89

Как и для чего работают ГИТ?

Главная / Как и для чего работают ГИТ?

За соблюдением работодателями норм трудового законодательство следит Госинспекция труда — территориальное подразделение Роструда в российских регионах. При выявлении нарушений инспекторы выписывают предписание, а за его невыполнение привлекают к административной ответственности.

Ответственность наступает за следующие нарушения трудовых прав сотрудников:

  • неудовлетворительные условия труда;
  • оклад работника ниже регионального МРОТ;
  • нет оплаты переработки;
  • неполный расчёт при увольнении;
  • несоблюдение трудовых прав сотрудников, которые защищены законом;
  • запрет на уход в отпуск;
  • принуждение к расторжению трудового соглашения против воли сотрудника;
  • не оформлен трудовой договор, а сотрудник приступил к трудовой деятельности.

Полномочия ГИТ

В случае поступления жалобы от работника ГИТ может провести консультации для нанимателя с целью разрешения противоречий. Нередко споры возникают по причине некорректной трактовки правовых норм или их неверного применения.

Ещё один вариант развития событий — организация документарной или выездной внеплановой проверки. Однако из-за действующих до конца 2025 года ограничений вероятность таких мероприятий невелика.

Нередко ГИТ на основании жалобы выносит предписание, требующее устранить выявленное нарушение и соблюдать трудовые права сотрудника. В течение 15 дней после составления протокола ГИТ вправе инициировать возбуждение административного дела.

В случае несвоевременной выплаты зарплаты ведомство направляет работодателю предостережение о неправомерности таких действий. Если реакция работодателя отсутствует, ГИТ взыскивает сумму долга и направляет документы судебным приставам, которые принудительно списывают средства со счета нанимателя в пользу его сотрудников.

В компетенции Роструда находится подготовка писем для работников и работодателей, в которых трактуются нормы трудового права. Письма не обладают юридической силой как НПА, а выступают всего лишь рекомендацией. Судебные инстанции вправе учитывать их в своих решениях или рассматривать только как позицию ведомства. Как правило, мнение Роструда учитывается при разбирательствах споров между работниками и работодателями.

На рассмотрение письменной жалобы отводится 30 дней с момента регистрации. Допускается продление на такой же срок с уведомлением заявителя. Анонимные обращения не рассматриваются, поэтому всегда необходимо указывать данные автора. Если ГИТ не уполномочена рассматривать вопрос, в течение семи суток жалоба перенаправляется в ведомство, имеющее подобные полномочия. На подведомственные жалобы обязательно даётся мотивированный ответ с указанием нарушений трудового законодательства и принятых мер.