ЗАГРУЗКА...

+7 (495) 480-65-89

Какие наглядные учебные материалы нужны при организации обучения и инструктажей на предприятии?

Главная / Какие наглядные учебные материалы нужны при организации обучения и инструктажей на предприятии?

В правилах, утверждённых постановлением № 2464, говорится о необходимости использовать наглядные учебные материалы используется трижды:

  • глава IV п. 36 — для обучения по оказанию первой помощи пострадавшим
  • глава V п. 41 — для обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты
  • глава VI п. 49 — для обучения требованиям охраны труда, конкретно, речь идет о программах 46б и 46в

Использование наглядных учебных материалов при организации обучения сотрудников предписываются законом по нескольким причинам.

Во-первых, это существенно повышает эффективность обучения — наглядные материалы (видео или презентации) задействуют визуальное восприятие. Мозг быстрее воспринимает такой формат данных, а информация запоминается лучше, чем текстовая.

Во-вторых, обучение становится более универсальным и доступным для всех сотрудников, независимо от их изначальных уровней образования и компетенции.

Главная и основная цель использования наглядных материалов для обучения по охране труда — это упрощение сложных концепций. Наглядные материалы помогают объяснять сложные технические и концептуальные вопросы более простым и доступным способом, что облегчает их восприятие, понимание и запоминание.

Каким требованиям должны соответствовать наглядные материалы для обучения сотрудников по ОТ?

Мы выделим несколько основных, на наш взгляд, характеристик, которым должны соответствовать наглядные учебные материалы:

  • актуальность и соответствие нормативам: материалы должны быть обновлены в соответствии с последними нормативными, требованиями и изменениями в законодательстве;
  • структурированность и логичность: деление информации на разделы и главы, наличие удобной навигации;
  • визуальная привлекательность: четкие и качественные изображения, иллюстрации и инфографика;
  • интерактивность и вовлеченность: включение вопросов для контроля знаний.

Постановление № 2464 предписывает проверять знания сотрудников в процессе обучения или инструктажа. Эффективно сделать это помогают электронные курсы.

Такой формат проверки знаний используют при дистанционном обучении в учебных центрах. Это очень удобно — сначала обучаемый просматривает презентацию, визуализирующую каждое правило, каждый технический аспект изучаемых вопросов, а затем переходит к тестовому блоку для проверки усвоения только что пройденного материала.

Информация о том, прошёл ли сотрудник тест, его оценка и анкетные данные сохраняются и отправляются администратору (СОТу). Система позволяет сохранить данные в таблице или вывести в стандартную или произвольную форму протокола. Такой формат обучения снимает множество организационных проблем и удовлетворяет требованиям закона, касающихся стандартов обучения.

Всё вышеперечисленное также справедливо в отношении проведения инструктажей — вводного, противопожарного, по электробезопасности, по профессиям и видам работ. Их эффективное проведение теперь также можно «перепоручить» электронным средствам обучения. Важно при этом помнить, что проверка знаний по окончании проведения инструктажа также является обязательной (п. 23 Порядка № 2464).