Российское законодательство позволяет работодателям компенсировать часть денег, потраченных на улучшение условий труда, за счёт средств СФР. Для этого нужно сообщить сотрудникам фонда о желании израсходовать определённую сумму, и после получения одобрения предоставить отчёт с подтверждением затрат на согласованные мероприятия.
Процедура возврата регламентируется Правилами финобеспечения, утверждёнными Приказом Минтруда РФ от 14.07.2021 г. № 467н. В п. 3 документа прописаны допустимые цели расходования средств, связанные с охраной труда, в том числе — обучение безопасным методам и приёмам проведения работ повышенной степени опасности.
”О том, какие ещё предупредительные меры работодатель может компенсировать за счёт СФР, см. наш материал
В стандартной ситуации можно компенсировать до 20% от внёсенных предприятием страховых взносов на обязательное соцстрахование. Не получится вернуть средства тем, у кого на момент подачи заявления есть долги по взносам, неуплаченные пени и штрафы.
Порядок возврата средств: пошаговый алгоритм
Для получения компенсации нужно выполнить следующие действия:
Право принять решение о финобеспечении предупредительных мер в отношении заявителей, уплативших страховые взносы за предшествующий период на сумму не более 25 тыс. рублей возложено на территориальное подразделение СФР. Для этого фонду даётся 10 дней с момента получения заявления с полным пакетом документов. Решение о возмещении оформляется приказом, который подписывает руководитель территориального органа фонда или его заместитель.
Порядок принятия решения территориальным подразделением СФР в отношении заявителей, уплативших взносы за предшествующий период на сумму более 25 тыс. рублей:
План финобеспечения — обязательный документ для получения компенсации за предупредительные мероприятия. Его образец находится в приложении к приказу Минтруда РФ от 14.07.2021 г. № 467н.
Подать документы можно через МФЦ, портал Госуслуг, почтовым отправлением с описью документации по адресу регистрации территориального подразделения СФР или личным вручением сотруднику фонда.
Чтобы успеть получить средства, лучше подавать заявления в СФР не в конце июля, а как минимум за месяц раньше. Для этого мероприятия по ОТ рекомендуется планировать на первое полугодие. В таком случае будет время на исправление документов и подачу нового заявления.
Сотрудники СФР вправе принять отрицательное решение по следующим основаниям:
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о финобеспечении затрат на обучение по ОТ
Заявление на компенсацию затрат подаётся в территориальное подразделение СФР до 15 декабря. Образец бланка содержится в приложении № 14 к приказу ФСС от 04.02.2021 г. № 26. Вместе с заявлением на компенсацию затрат на обучение по ОТ прилагается копия счёта, счёта-фактуры, акта выполненных работ, платёжного поручения с банковской отметкой. Допускается прикладывать иные документы, удостоверяющие понесённые расходы.
После получения работодателем средств СФР по ним необходимо отчитаться. С этой целью заполняется форма, образец которой приводится в письме ФСС от 05.08.2020 г. № 02-09-11/12-05-19094. Она представлена в виде двухстраничного Excel-файла. Составляется в 2-х экземплярах, один из них после проставления штампа возвращается работодателю.
Всю документацию, которая готовилась для СФР, нужно хранить в организации и при проверке показывать оригиналы тех документов, копии которых предоставлялись фонду.