Обучение по охране труда является обязательным для всех компаний, независимо от формы собстенности.
Попробуем взвесить все «за» и «против», оценим возможные риски работодателя при выборе варианта организации обучения работников.
СПОСОБ ПЕРВЫЙ- Очень плохой.
Не проводить обучение совсем, а просто «напечатать удостоверения»
Риск работодателя: деятельность недобросовестного учебного центра может быть признана нелегитимной, и соответственно выданные удостоверения могут быть признаны недействительными.
Таким образом, работодатель фактически нарушает требование статьи 212 Трудового кодекса РФ и может быть привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда и без проверки знаний требований охраны труда.
Штрафные санкции: до 130 000 рублей за каждого работника.
Действия работодателей: важно категорически исключить возможность «сотрудничества» с подобными недобросовестными учебными центрами.
Риск работодателей: нарушение требования законодательства в части продолжительности курса обучения, которая четко регламентирована Примерным учебным планом обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Первым заместителем министра труда и социального развития Российской Федерации 17 мая 2004 года.
Штраф за нарушение государственных нормативных требований охраны труда в соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП может составлять до 80 000 рублей.
Действия работодателей: необходимо выбирать те учебные центры, которые используют комбинированный подход в обучении: часть обучения в очном формате, часть – с использованием дистанционных образовательных технологий.
Риск работодателей: финансовые риски работодателя минимальны, поскольку пункт 2.3.5 Порядка № 1/29 не запрещает проведение обучения по курсу «Охрана труда для руководителей и специалистов организаций» в дистанционном формате.
Однако при этом возникают риски, связанные с безопасностью выполнения работ, а значит и риски для жизни и здоровья работников, в том случае, если работник реально не проходил обучение.
Действия работодателей: необходимо предъявлять высокие требования к качеству портала дистанционного обучения (далее – ПДО), в том числе и к качеству предоставляемого учебным центром контента.
2. ПДО должен формировать отчеты по обучению каждого работника (сколько времени он обучался, изучил ли он все необходимые учебные разделы курса, с каким результатом сдал итоговое тестирование).
3. ПДО должен иметь разнообразный контент, удобный для восприятия работником (вряд ли можно себе представить работника, который в течение 40 часов будет читать электронный учебник, а вот формат видеолекций и обучающих фильмов более удобен для восприятия, а также вмещает большее количество информации в единицу времени).
4. Контент учебного курса в ПДО должен постоянно актуализироваться (особенно в связи с постоянными изменениями в нормативных правовых актах).
Таким образом, многие работодатели склоняются к выбору дистанционного формата обучения работников.
При выборе обучающей организации помимо лицензии на осуществление образовательной деятельности и уведомления Минтруда России о включении в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, работодатель также имеет право до заключения договора запросить у обучающей организации программу курса и учебный план.